“Учить детей ориентироваться в пространстве – это важно!”
Не многие родители придают значение развитию у детей умения ориентироваться в пространстве. Оказывается, пространственные представления нужны для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению!
Уметь ориентироваться на листе тетради, уметь видеть, как и где расположены фигуры, предметы, знаки на листе бумаги–это требования, которые ставит учитель перед первоклассниками в процессе обучения. Без этих умений усвоение учебного материала невозможно. Значит, ребёнку нужно овладеть этими умениями в дошкольном возрасте. Помочь в этом могут родители и педагоги!
Начинайте с простых заданий и игр, в которые можнопоиграть дома!
Итак, чему же дома учить детей, чтобы, потом им было легко учиться в школе?
1.Начинаем с простого – ориентировка «на себе», которая включаетзнание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая и левая рука, нога и т.д.).Помочь быстрее запомнить, где правая и левая рука, может это стихотворение:
Правая и левая
Водят поезда,
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать.
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Руки так устали…
Правая и левая
Спят на одеяле.
О. Дриз
Желательно, сопровождать стихотворение движениями рук, показывать
то правую, то левую руку, как руки управляют поездом, строят, шьют и т.д.
Так же можно использовать игру «Маркеры», чтобы запомнить правую или левую руку. Маркируем руку, которую нужно запомнить, браслетом или яркой ленточкой и периодически просим ребенка показывать ее, называя при этом какая она.
Учим измерять расстояния. Вспомните мультфильм про слоненка, мартышку и удава «38 попугаев». Измеряем расстояния при помощи различных частей своего тела! А потом даем ребенку мелкие предметы (цифры, буквы) и просим разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола – его указательный палец.
Поиграйте в такую игру-
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
2. Далее ориентировка «от себя», это когда ребенок ориентируется на другом человеке и предметах. Получить первый опыт ориентировки ребенок может с помощью игрового упражнения «Куда показывает флажок?»(вверх – вниз, в сторону, вперед, назад).
Так жеактивно передвигаясь по комнате или площадке, учимся выполнять такиезадания:
-
-
3.Учим ребенка определятьсловом положение того или иногопредмета по отношению к другому предмету.
Играем в игру «Где?».Используя предлоги и наречия (над, под, за, перед, между, посередине, слева, справа), дети отвечают на вопросы о местонахождении предметов.
Есть еще одна интересная игра «Угадай».
Берем 3-
Теперь игрушки ставим в ряд. Она находитсямежду…, она справа, назови по порядку(слева направо). Кто следующий?Кто сидит перед медведем? Кто первый, а кто последний? Эта игра в дальнейшем поможет ребенку легко ориентироваться в числовом ряду.
Указательный палец поможет в игре«Вверху -
Все дети любят играть в «Магазин».
Сначала взрослый-
Очень интересно играть вигру «Новоселье».
В этой игре дети используют полки для игрушек в виде домиков и сами игрушки. Хорошо подходит коробка с делениями. Необходимо «заселить» в дом игрушки по заданной инструкции. Например, внизу квартиры получили мышка, лев и медведь, причем лев – слева, а медведь между мышкой и львом, а в правом верхнем углу дом зайца и т.д.
4. Учим детей ориентироваться в пространстве в движениис помощью игры«Найди клад».
В комнате прячется игрушка. Ребенку нужно найти ее, ориентируясь на команды ведущего («сделай два шага вперед, один направо…» и т.д.).
Родители могут искать с детьми клад или подарок. Можно и карту нарисовать! Можно усложнить и поиграть с закрытыми глазами!
5. Учим ориентироваться на листе бумаги, выполнять геометрические и графические диктанты.
Вот один из вариантов проведения геометрического диктанта. Перед каждым ребенком белый лист бумаги, на этом листе детям предстоит расположить яркие геометрические фигуры по указаниям взрослого. Взрослый диктует:
-
-
-
-
-
Дорогие родители!
Вам предложены самые простые игры, в которые легко и просто поиграть с ребенком дома и дать ему возможность получить первоначальный опыт ориентировки в пространстве!
Успехов!!!
E-
2) г. Абакан, ул. К. Перекрещенко 5,
Тел: 8(913) 441 61 21
Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Советская, 113,
Сити-
Тел: 8(913) 057 54 00
1) г. Абакан, ул. Крылова 96В (слева от
детской поликлиники)
Тел: 8(913) 447 42 94
3) г. Абакан, ул. Др. Народов, 43 А
Тел: 8(923) 596 52 29