Речевое развитие ребенка в условиях развивающего центра
«Уникальный ребенок» (дети 3-
Хотелось бы поделиться опытом, полученным в процессе работы в развивающем центре «Уникальный ребенок». Все чаще родители, приходящие к нам в понятие «предшкольная подготовка ребенка» ошибочно включают лишь обучение ребенка счету, основам чтения и письма. Однако, исходя из собственного опыта, знаю, что развитие речи ребенка -
Воспринятые в дошкольном возрасте образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе не всегда удается.
Многие ученые выделяют дошкольный возраст как сенситивный период для развития и воспитания детей. В частности, А.С. Макаренко писал, что «фундамент воспитания закладывается до пяти лет на 90 процентов от возможного». Это касается и развития речевой культуры дошкольников.
Проблема развития речи детей становится все актуальней в настоящее время. Живому общению со сверстниками и близкими людьми дети все чаще предпочитают увлечение компьютером. Трудности в общении с другими детьми, взрослыми и неумение их преодолевать служат тому причинами. Недостаток речевого общения приводит к малой грамотности детей.
Часто обучение языку строится путем простого повторения речи взрослого, то есть практикуется простое обговаривание увиденного и услышанного ребенком. Но речевой материал усваивается только в условиях решения мыслительных задач.
Развитие речи детей включено в ежемесячное календарное планирование работы развивающего центра «Уникальный ребенок». В нашем центре созданы благоприятные условия для успешного речевого развития детей.
Специалисты побуждают детей обращаться к взрослым и сверстикам с вопросами, высказываниями, суждениями;
собственным примером задают образцы четкой, ясной, грамматически правильной речи;
следят за правильным произношением, поправляя и упражняя детей (задания по звуковому анализу слова, использование чистоговорок, скороговорок, загадок и стихотворений), наблюдают за темпом и громкостью речи;
обеспечивают условия для обогащения словаря детей с учетом возрастных особенностей через предметную деятельность и игру;
учат ребенка понимать переносный смысл слов, подбирать синонимы и антонимы, поощряют детей к рассказыванию и развернутому изложению определенного содержания;
организуют диалоги между детьми посредством «круга общения» на каждом занятии и театрализованной деятельности;
создают условия для развития монологической речи через планирование своей деятельности, комментирование различных ситуаций, составление рассказов по картинам;
приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
Речевое общение в кругу семьи является неотъемлемой частью формирования речевой культуры дошкольников. Мы предлагаем возможные варианты игр для способствования развитию речевой активности. Рекомендуем учитывать настроение вашего ребенка, играть «на равных», поощрять ответы и радоваться успехам.
«Скажи наобот»
Взрослый бросает ребенку мяч и называет слово, ребенок находит антоним, то есть противоположное по значению слово. Называть можно как предметы, так и слова-
«Если бы я был(а)…, то…»
Ребенок и взрослый по очереди представляют себя в роли разных предметов или животных и составляют предложение.
«Цепочка слов»
Взрослый называет любое слово, а ребенок говорит новое, близкое по смыслу с предыдущим по какому-
«Вежливые слова»
Ребенок и взрослый по очереди называют слова благодарности, просьбы, вежливого обращения.
«Игра в рифмы»
Взрослый говорит слово, словосочетание или предложение, ребенок пробует найти рифму при помощи взрослого. Можно предлагать ребенку варианты ответа.
«Назови одним словом»
Взрослый перечисляет 3 – 6 слов, ребенок вспоминает обобщающее слово. После нескольких попыток, взрослый предлагает поменяться ролями и сам называет обобщающее слово, а ребенок называет слова, относящиеся к нему.
«Родные слова»
Ребенку можно предложить назвать слова, начинающиеся на одинаковый звук. Можно называть слова по-
«Один и много»
Взрослый говорит ребенку фразу «У меня один….., а у тебя много…», ребенок в свою очередь образует слово во множественном числе.
«Отгадай, кто мой питомец»
Ребенок по речевому образцу взрослого описывает особенности внешнего вида, поведения, место обитания животного, взрослый отгадывает, о ком идет речь.
«Подбор слов по характерным признакам»
Ребенок и взрослый по очереди называют только «зеленые» предметы, только «круглые» или только «холодные» и т.п.
Используйте приведенные выше игры в кругу семьи, фантазируйте и создавайте новые, по возможности больше общайтесь с малышом, интересуйтесь его желаниями и переживаниями. Это поможет сделать речь вашего ребенка разнообразнее и богаче.
С уважением, специалист по раннему развитию ребенка,
Махота Екатерина Сергеевна.
E-
2) г. Абакан, ул. К. Перекрещенко 5,
Тел: 8(913) 441 61 21
Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Советская, 113,
Сити-
Тел: 8(913) 057 54 00
1) г. Абакан, ул. Крылова 96В (слева от
детской поликлиники)
Тел: 8(913) 447 42 94
3) г. Абакан, ул. Др. Народов, 43 А
Тел: 8(923) 596 52 29