Речевое развитие ребенка в условиях развивающего центра

«Уникальный ребенок» (дети 3-7 лет)”


Хотелось бы поделиться опытом, полученным в процессе работы в развивающем центре «Уникальный ребенок». Все чаще родители, приходящие к нам в понятие «предшкольная подготовка ребенка» ошибочно включают лишь обучение ребенка счету, основам  чтения и письма. Однако, исходя из собственного опыта, знаю, что развитие речи ребенка - одна из основ воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Умение общаться с людьми, интеллектуальное развитие ребенка, успешность обучения в школе во многом зависят от уровня овладения связной речью. Умение развернуто, последовательно и логично излагать свои мысли – основа формирования личности в целом.

Воспринятые в дошкольном возрасте образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе не всегда удается.



Многие ученые выделяют дошкольный возраст как сенситивный период для развития  и воспитания детей. В частности, А.С. Макаренко писал, что «фундамент воспитания закладывается до пяти лет на 90 процентов от возможного».  Это касается и развития речевой культуры дошкольников.

Проблема развития речи детей становится все актуальней в настоящее время.  Живому общению со сверстниками и близкими людьми дети все чаще предпочитают увлечение компьютером. Трудности в общении с другими детьми, взрослыми и неумение их преодолевать  служат тому причинами. Недостаток речевого общения приводит к малой грамотности детей.

Часто обучение языку строится путем простого повторения речи взрослого, то есть практикуется простое обговаривание увиденного и услышанного ребенком. Но речевой материал усваивается только в условиях решения мыслительных задач.

          Развитие речи детей включено в ежемесячное календарное планирование работы развивающего центра «Уникальный ребенок». В нашем центре созданы благоприятные условия для успешного речевого развития детей.

 Специалисты побуждают детей обращаться к взрослым и сверстикам с вопросами, высказываниями, суждениями;

 собственным примером задают образцы четкой, ясной, грамматически правильной речи;

 следят за правильным произношением, поправляя и упражняя детей (задания по звуковому анализу слова, использование чистоговорок, скороговорок, загадок и стихотворений), наблюдают за темпом и громкостью речи;

 обеспечивают условия для обогащения словаря детей с учетом возрастных особенностей через предметную деятельность и игру;

 учат ребенка понимать переносный смысл слов, подбирать синонимы и  антонимы, поощряют детей к рассказыванию и развернутому изложению определенного содержания;

 организуют диалоги между детьми посредством «круга общения» на каждом занятии и театрализованной деятельности;

  создают условия для развития монологической речи через планирование своей деятельности, комментирование различных ситуаций, составление рассказов по картинам;

 приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

Речевое общение в кругу семьи является неотъемлемой частью формирования речевой культуры дошкольников. Мы предлагаем возможные варианты игр для  способствования развитию  речевой активности. Рекомендуем учитывать настроение вашего ребенка, играть «на равных», поощрять ответы и радоваться успехам.

«Скажи наобот»

Взрослый бросает ребенку мяч  и называет слово, ребенок находит антоним, то есть противоположное по значению слово. Называть можно как предметы, так и слова-признаки, слова-действия.

«Если бы я был(а)…, то…»

Ребенок и взрослый по очереди представляют себя в роли разных предметов или животных и составляют предложение.

        «Цепочка слов»

Взрослый называет любое слово, а ребенок  говорит новое, близкое по смыслу с предыдущим по какому-либо качеству (цвет, форма, размер, и т.п).

«Вежливые слова»

Ребенок и взрослый по очереди называют слова благодарности, просьбы, вежливого обращения.

«Игра в рифмы»

Взрослый говорит слово, словосочетание или предложение, ребенок пробует найти рифму при помощи взрослого. Можно предлагать ребенку варианты ответа.

«Назови одним словом»

Взрослый  перечисляет 3 – 6 слов, ребенок вспоминает обобщающее слово. После нескольких попыток, взрослый предлагает поменяться ролями и сам называет обобщающее слово, а ребенок называет слова, относящиеся к нему.

«Родные слова»

Ребенку можно предложить назвать слова, начинающиеся на одинаковый звук. Можно называть слова по-очереди. Еще один вариант игры – нахождение слов, заканчивающихся на один звук.

«Один и много»

Взрослый говорит ребенку фразу «У меня один….., а у тебя много…», ребенок в свою очередь образует слово во множественном числе.

«Отгадай, кто мой питомец»

Ребенок по речевому образцу взрослого описывает особенности внешнего вида, поведения, место обитания животного, взрослый отгадывает, о ком идет речь.

«Подбор слов по характерным признакам»

 Ребенок и взрослый по очереди называют только «зеленые» предметы, только «круглые»  или только «холодные» и т.п.

 Используйте приведенные выше игры в кругу семьи, фантазируйте и создавайте новые, по возможности больше общайтесь с малышом, интересуйтесь его желаниями и переживаниями. Это поможет сделать речь вашего ребенка разнообразнее и богаче.



С уважением, специалист по раннему развитию ребенка,

Махота Екатерина Сергеевна.




Наши фото Наши награды Наши специалисты Отзывы о нас Наши статьи Франшиза Новости Наши видео презентации
Besucherzahler
счетчик для сайта
СЕТЬ ЦЕНТРОВ ДОСУГА И РАЗВИТИЯ

E-mail: unicalniy67@mail.ru

НАШИ АДРЕСА НАШИ КРУЖКИ ФИЛИАЛЫ: НАШИ АДРЕСА И ТЕЛЕФОНЫ:

2)  г. Абакан, ул. К. Перекрещенко 5,


Тел: 8(913) 441 61 21

Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Советская, 113,

Сити-центр “Владимирский”, 3 этаж

Тел:  8(913) 057 54 00


Телефон руководителя: 8 (961) 740 39 41

 1) г. Абакан, ул. Крылова 96В (слева от

детской поликлиники)

Тел: 8(913) 447 42 94



3)  г. Абакан, ул. Др. Народов, 43 А


Тел: 8(923) 596 52 29